mathmethod (mathmethod) wrote in concol_blog,
mathmethod
mathmethod
concol_blog

Оценка стоимости актива "Связи"

На этот раз я хотел бы коснуться довольно необычной темы, а именно – оценки такого нематериального актива как связи. В этой работе мы попытались разработать с нуля методику или подход к решению данной проблемы. И вот что у нас получилось. Получилось много текста, поэтому основные моменты обозначены в презентации.

Ни для кого не секрет, что гораздо легче вести бизнес при наличии связей. Знакомства и родственные связи – отличные информационные каналы: они позволяют узнавать, где возникают новые возможности заработать, где востребован товар, кто может стать деловым партнером и т. д.

Но при этом не стоит забывать, что при ведении дел только со знакомыми и знакомыми знакомых, велик риск, что потенциальный партнер, сотрудничество с которым могло бы быть наиболее прибыльным, никогда не войдет в круг деловых партнеров. Бизнес оказывается выстроенным не оптимально: возможно, торговля идет не с тем городом, где предлагаются самые выгодные условия, а с тем, где имеются знакомые.

Основными сферами применения связей в бизнесе являются:

• пополнение штата сотрудников;

• поиск потенциальных клиентов;

• разовое консультирование.

В общем виде всю систему связей можно представить в виде графа:

Если попытаться задать стоимость графа в виде функции, то придется учесть множество параметров. Например, пол, возраст, профессия, доход каждого знакомого. В связи с этим, процесс определения стоимости графа становиться достаточно трудоемким, а результат – громоздким и слабо интерпретируемым. Поэтому авторы исследования предлагают более простой подход к оценке данного нематериального актива.

Для этого необходимо рассмотреть «связи» в разрезе сфер применения, которые мы уже обозначили выше, и отдельно для каждой рассчитать стоимость. В зависимости от того какая сфера применения связей имеет большее значение, следует присвоить соответствующие весовые коэффициенты, по которым будет рассчитана итоговая стоимость графа.

Например, для открытия салона красоты большую ценность представляет информация о возможных клиентах. Зная, какое количество знакомых может заинтересовать данный бизнес, предприниматель в силах вычислить стоимость графа через экономию на рекламе для привлечения клиентов. Допустим, что имеется 65 знакомых I и II рода (непосредственно те, кого знает человек лично, и тех, кого он знает через знакомых), а также, что расходы на рекламу на одного человека составляют 1500 руб. Таким образом, экономия от использования связей составит 97500 руб. Весовой коэффициент выставим на уровне 0,6.

Используя социальные связи, бизнесмен также может получить экономию в виде снижения издержек на набор персонала. Это и будет стоимостью графа. Пусть на собеседование с кандидатом на вакансию руководитель тратит примерно двадцать минут и еще половину времени на отбор трех кандидатов, которые берутся в рассмотрение на каждую позицию. Предположим, что в среднем один час работы бизнесмена составляет 500 руб. Экономию в данном случае составит разница между набором персонала по связям и без. Исходя из того, что нам требовалось 11 сотрудников, 5 из которых мы нашли по связям, и, произведя расчеты, получаем стоимость графа равную 3750 руб. Весовой коэффициент примем равным 0,3.

Также при открытии бизнеса могут потребоваться разовые консультации. Например, возникнут проблемы в юридической сфере или потребуется решение проблем в сфере электрики. Так, стоимость консультации юриста равна 1500 руб., стоимость консультации электрика – 500 руб., также предположим, что понадобятся услуги бизнес-консультанта, их стоимость будет порядка 5000 руб. В том случае, если среди знакомых найдутся люди данных профессий – есть шанс сэкономить. Допустим, за услуги юриста и электрика не придется платить, а бизнес-консультант предоставит скидку в размере 10%. В итоге экономия, а значит и стоимость графа, будет равна 2500 руб. Весовой коэффициент в данном случае также примем равным 0,1. Таким образом, стоимость социального графа будет равна взвешенной сумме стоимостей по каждой сфере применения, а именно 59875 руб.

Но не стоит забывать, что ситуация, связанная с общением людей, не столь идеальна. У каждого бывает плохое настроение, семейные неурядицы или проблемы с начальством. Для наиболее точного результата итоговой стоимости графа авторы исследования применяют следующие поправочные коэффициенты: коэффициент надежности графа и коэффициент тесноты связей. Коэффициент надежности, по сути, отражает, насколько равномерно распределены по социальному графу знакомые II рода. На рис. 2 рассмотрены два возможных вида графа.

Логика его использования заключается в том, что человек, имеющий малое число знакомых I рода при большом числе знакомых II рода (что дает повод оценить достаточно высоко граф в целом), рискует остаться без большой части своей социального графа в результате смерти или изменении социального статуса одного из них. Таким образом, коэффициент рассчитывается следующим образом:

где max – максимальное значение знакомых II рода среди знакомых I рода,

сумма по x - суммарное число знакомых II рода.

Соответственно, вычитаемое в выражении, характеризует вклад максимального элемента в общее число знакомых II рода. В данном примере, он невысок, поэтому коэффициент надежности близок к 1.

Второй поправочный коэффициент, который предлагается использовать, называется коэффициентом тесноты связей в социальном графе. До сих пор мы рассматривали случай, когда в структуре связей все элементы могут беспрепятственно взаимодействовать, обладая высокой степенью дружбы. Но в реальности все далеко не так:

Примем максимальный уровень взаимодействия между двумя элементами за 1, а минимальный – за 0,1 (0 не рассматриваем, т.к. это означает полное отсутствие связей). Тогда в качестве коэффициента, характеризующего данный подход, предлагается взять среднюю арифметическую тесноты связей по графу. Допустим, для салона красоты он равен 0,8. Принимая во внимание все необходимые поправочные коэффициенты, получаем итоговую стоимость социального графа, равную 46 803 руб.

Сама идея оценки социального графа достаточно четко прослеживается на рынке труда в качестве обязательного требования к кандидатам: стаж работы не менее одного года. Помимо того, что человек, проработавший один год в какой-либо сфере деятельности, получает опыт и определенные навыки, он также приобретает большое количество связей, которые легко могут стать активом для компании, вновь нанимающей этого сотрудника. Порой навыки могут и не играть большой роли, так как в любой компании существует своя специфика и проблематика, и трудозатраты на переучивание сотрудника будут одинаковы как в случае, если человек работал, так и не работал. Тогда, именно связи являются тем конкурентным преимуществом, которое определяет ценность сотрудника со стажем работы.

Таким образом, напрашивается решение актуальной проблемы трудоустройства выпускников. В большинстве случаев они не имеют стажа работа по специальности, но могут обладать навыками, не худшими, чем те, которые этот стаж имеют. Но в результате такой конкуренции они проигрывают в сравнении именно по фактору «Связи». В соответствии с этим, ВУЗы должны каким-то образом помогать студентам к моменту выпуска «обрастать связями», а выпускники, в свою очередь, должны уметь оценить данный актив, чтобы доказать свою состоятельность на собеседовании.

Tags: друзья, знакомые, информация, клиенты, консультации, методика, оценка стоимости активов, персонал, подход, преимущество, распространение, связи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments